УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Приключения Фиделя Кастро на обитаемом острове

Приключения Фиделя Кастро на обитаемом острове

К концу ХХ века профессия тирана вышла из моды. По-видимому, люди все-таки осознали, что беспрекословно подчиняться указующему персту одного, пусть самого мудрого деятеля, по меньшей мере, неразумно, да еще и накладно. Остались лишь редкие "динозавры", которым удается удерживаться у власти, удерживая в страхе, в поклонении или в не поддающемся логическому объяснению почитании свои народы. Одним из таковых существующих вне времени монстров и является революционный вождь Кубы Фидель Кастро. Циник, манипулятор, лжец, демагог, который успешно превратил свой остров в невиданный гибрид казармы и цирка.

Нетрудно понять нашего Президента Виктора Ющенко, который пообещал поддержку Джорджу Бушу в борьбе с оставшимися на планете тоталитарные режимами. Но при этом следует учитывать, что Фидель Кастро - крепкий орешек.

Профессия: революционер Фидель Алехандро Кастро Рус появился на свет 13 августа 1926 года в деревне Биран, на востоке Кубы. Наш герой поднялся на вершину не со дна – он вырос во вполне обеспеченной семье (его отец – выходец из Севильи – весьма успешно вел дела, владея сахарной плантацией) и получил достойное образование. Католическая школа, иезуитские колледжи, юридический факультет Гаванского университета.

После получения диплома занимался адвокатской практикой, при этом бесплатно вел дела бедняков. Когда в 1952 году к власти пришел генерал Батиста, Кастро открыто обвинил его в нарушении конституции, но суд не стал рассматривать его петицию. Попытка легальной борьбы за лучшую жизнь, игры по правилам провалилась, и тогда он стал орудовать нелегально.

Дальнейшие действия Фиделя выдержаны в стилистике то ли ковбойских боевиков, то ли индейской мифологии. Штурм казарм Монкада, когда половина нападавших была расстреляна. Кастро приговорен к 15 годам тюрьмы. Однако через полтора года его выпускают на свободу по амнистии, и он отправляется в Мексику готовить новое восстание. Далее следует высадка на берег после морской болтанки на шхуне «Гранма», когда из 82 малахольных, решивших совершить переворот, в живых осталось лишь 12. Два года партизанских вылазок с гор Сьерра-Маэстра, бегство Батисты, и наконец - победа при численности армии в 800 человек!

Организовывать спектакли Кастро прекрасно умел и в те годы. В период партизанщины ему удалось затащить в горы известного журналиста, ветерана «Нью-Йорк таймс» Герберта Мэттьюза. Во время интервью беседу постоянно прерывали вооруженные бойцы, которые рапортовали о ведущихся действиях. У гостя сложилось впечатление об истинной боеспособности отряда Кастро. На самом деле солдаты играли сцену с переодеванием, переоблачаясь в единственную приличную гимнастерку и передавая ружье и револьвер – их настоящей формой были лохмотья, а пригодного к бою вооружения было с гулькин нос. Но Мэттьюз клюнул и написал о том, что ребята Кастро кого хочешь за пояс заткнут.

Роман с коммунизмом начался у Фиделя не сразу. Вскоре после прихода к власти он прибыл в Нью-Йорк, чтобы попытаться завоевать американскую поддержку. Но Вашингтон принял гостя в штыки, сочтя его самонадеянным выскочкой. После подобного приема Кастро ничего не оставалось делать, как попытать счастья на другой стороне – у коммунистов. И Москва взяла его под свое крылышко.

С кем жить? Как выть?

Образ самоотверженного коммуниста, борющегося за правду в окружении кодла врагов, прямо под носом у кровожадного дяди Сэма, муссировался на протяжении почти трех десятилетий. Имидж несгибаемого вождя был отточен специалистами в кремлевских кабинетах. Поджарый, энергичный, неизменно в форме цвета хаки и характерной кепочке, с бородой (значит, не чинуша), а болтать-то может без перерыва и бумажки часами подряд!

Москва обеспечивала Кубу нефтью и организовывала сбыт ее сахара. Торжество социализма в публичном доме принесло даже кой-какие реальные плоды. По развитию систем образования и здравоохранения Куба лихо обскакала своих соседей по Центральной Америке – больные и бедные на острове чувствовали себя увереннее в завтрашнем дне, чем таковые в каких-нибудь Гватемале или Гондурасе.

При этом Куба исполняла немаловажную роль в общей борьбе против капитализма. На острове весьма интенсивно функционировали лагеря по обучению боевиков для стран Латинской Америки. За 30 лет здесь прошли военную подготовку десятки тысяч сорвиголов, готовых умереть за дело революции.

Но лафа за счет Москвы окончилась в конце 80-х, когда Советский Союз сбился с ноги в революционном марше и осознал, что куда-то не туда топает, а потом и вовсе распался. Кастро оказался в положении бедного родственника, которому стали рекомендовать зайти попозже, когда в своем доме разберутся. Но надо отдать ему должное, он не поддался панике, а принялся организованно спасаться, полагаясь на собственные силы.

На советскую перестройку Фидель ответил кубинской «туристройкой». С такими пляжами и таким морем грех не попытаться заработать на туризме. Северному соседу кланяться он по-прежнему не желал, но ведь кроме янки на белом свете имеются и другие люди с кошельками и желанием их несколько облегчить.

Более гибкой стала позиция Кубы в отношении остального мира. Фидель время от времени менял военную форму на элегантный костюм и стал общаться на равных с лидерами капиталистических латиноамериканских государств, зазывать к себе в гости королевскую чету Испании – как-никак корни-то общие.

Знаменательным событием в истории страны стал визит на Кубу римского папы. Несмотря на то, что за годы игр в коммунизм число католических священников на острове уменьшилось в десять раз (с 3 000 до 300), Кастро позволил себе проявить лояльность в отношении Ватикана. Мессу верховного понтифика он прилежно выслушал до конца, перешептываясь с сидящим рядом нобелевским лауреатом Габриэлем Гарсией Маркесом.

Летал папа на Кубу не зря. Результатом его переговоров с Кастро стало признание на острове свободы вероисповедания, а также разрешение открыто праздновать Рождество и Пасху.

Прекрасные дамы Фиделя

Кубинцы редко между собой называют Фиделя Кастро по имени, предпочитая либо проводить рукой по нижней части лица, как бы обозначая этим жестом бороду, либо прибегать к аллегории. Какое-то время в народе его величали Эль Кабальо, то бишь Жеребец. При этом подразумевалось, по-видимому, не только его «лошадиное» здоровье, но и тот сумасшедший успех, которым он пользовался у представительниц прекрасного «кобыльего» пола.

«В глазах кубинцев Кастро – супермен, - отмечает кубинский писатель-диссидент Карлос Монтанер, в свое время чудом улизнувший с острова. – Но одновременно он и тиран-любовник, вот уже четыре десятилетия обладающий своей страной, как женщиной. Фидель приходит в неистовое возбуждение оттого, что использует свой народ, как самку. Может быть, ни один латиноамериканский диктатор не испытывал это чувство столь сильно, как кубинский вождь».

Личная жизнь Кастро для большинства людей – тайна за семью замками. Тем не менее, кое-какие сведения о ней просачиваются на свет. Обычно называют имена трех женщин в жизни Фиделя. Первой была его официальная супруга Мирта Диас Баларт, дочь министра правительства диктатора Батисты. Говорят, что, впервые узрев эту очаровательную блондинку, молодой Кастро пообещал: «Я непременно женюсь на ней». Сказано – сделано. Свадьбу сыграли в октябре 1948 года на высшем уровне. Родители скинулись и отправили голубков на месяц понежиться на пляжах Флориды.

Вскоре на свет появился сын, которого назвали Фиделито. Впоследствии он возглавит Агентство по атомной энергии, но потом в одночасье будет уволен. Говорят, сболтнул что-то лишнее об отце. Следуя духу времени, он женится на русской, но потом бросит ее и примется ухаживать за испанской аристократкой.

Что же касается супругов Кастро, то несколько лет они прожили в мире и согласии, но потом между ними пробежала черная кошка. И звали ее Нати Ревуэльта, она была женой преуспевающего врача. Тайные встречи Фиделя и Нати проходили на фоне подготовки к штурму казарм Монкада. Законная жена Кастро не проявляла особого энтузиазма по поводу революционных устремлений супруга, и это ему совсем не понравилось. Он развелся с политически неграмотной женой, а Нати вскоре родила ему дочь, которую назвали Алиной.

Алина тоже подготовила папаше неприятный сюрприз, но значительно позднее, в начале 90-х. Она бежала с острова, использовав поддельный испанский паспорт, а потом еще и издала книгу под названием «Дочь Кастро – воспоминания изгнанницы». Алина признавалась, что никогда не молилась на отца, а уж жизнь на Кубе никак ее не прельщала. По ее утверждению, у Фиделя имелось еще пятеро незаконнорожденных детей, которых он всех назвал на букву «а» - Алекс, Александр, Алехандро, Антонио, Анхелито, и один по имени Хорхе. Они были рождены от двух женщин, которые практически никакой роли в его жизни не играли.

Третьей же официальной подругой Кастро была Селия Санчес, преданная помощница и секретарша в течение многих лет. Ее жизнь оборвалась трагически – в середине 80-х она покончила с собой. Правда, в определенных кругах настойчиво ходили слухи, что ее гибель подстроил брат Фиделя - Рауль Кастро, которого она всегда люто ненавидела.

Пора и честь знать

В конце июня 2001 года прозвучал тревожный звоночек. Во время очередного долгоиграющего выступления на публике Фиделю внезапно поплохело, и он вынужден был покинуть трибуну. Такого в природе прежде не случалось! Правда, два дня спустя он принял участие в грандиозной демонстрации в честь очередной годовщины штурма Монкады, на которую вышло 1,2 миллиона кубинцев. Фидель возглавил шествие в военной форме и белых теннисных туфлях. Хотя и тут он не блеснул на полную катушку – прошел лишь часть пути и речуги не толкал. Впоследствии отшучивался, что, мол, настало время готовить выступления покороче.

Тем не менее многие полагают, что кубинский лидер уже давно и серьезно болен. По крайней мере, с 1997 года, когда он внезапно исчез на достаточно продолжительный отрезок времени. Никаких официальных комментариев не последовало, поэтому репортажи журналистов напоминали блуждания по медицинской энциклопедии: простое нервное переутомление, инфаркт, рак прямой кишки, болезнь Алцгеймера. Так что, хотя Фидель Кастро давно завоевал славу непобедимого лидера, в бессмертного вождя он, по-видимому, так и не превратится.

А посему логично возникает вопрос о его преемнике. Чаще всего упоминается имя родного брата Рауля, который участвовал в партизанской борьбе и вечно находился рядом с Фиделем. В настоящее время он исполняет обязанности вице-президента Государственного совета и Совета министров, второго секретаря партии, военного министра, то есть является вторым лицом в государстве.

Но у Рауля есть ряд недостатков. Это и его возраст – он всего лишь на пять лет моложе Фиделя, и пристрастие к зеленому змию, что легко читается по его обрюзгшей физиономии, и главное – он начисто лишен харизмы лидера. Народ за таким не то что не пойдет на какой-нибудь штурм, но и слушать его будет не дольше 25 минут.

Кроме кандидатуры Рауля специалисты называют еще несколько имен высших кубинских чиновников, из которых наиболее перспективным представляется нынешний министр иностранных дел 39-летний Фелипе Перес Роке, в прошлом личный секретарь Кастро. Упоминаются также другие чиновники – министр внутренних реформ Карлос Лаге министр экономики Хосе Луис Родригес, министр промышленности Маркос Порталес, глава национального банка Хосе Соберон, а также президент Национальной ассамблеи Рикардо Аларкон, дипломат, который непосредственно занимается переговорами со Штатами. Но как бы то ни было, все прекрасно понимают, что достойной замены первому человеку на Кубе нет и быть не может.