Демократия и жизнь – ничто, государство – все

Иван Ильин, небезызвестный русский философ, как-то писал: «Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на «прутики», переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и развязывание и тем погубить ее».

Этот антизападный, мягко говоря, взгляд имеет давнюю в России историю - он то ослабевал, то усиливался, но никогда не исчезал. Сегодня он весьма заметен, являясь в какой-то мере даже политической платформой некоторых объединений, партий и отдельных политических деятелей. Безусловным сторонником и проводником этого взгляда была и остается Русская Православная Церковь.

Кто же такие эти скверные «западные народы», что их объединяет кроме, разумеется, непонимания России, неприязни к ней и желания ее расчленить? Я думаю, что их объединяет некоторая общность взглядов, касающихся таких предметов, как: ценности, каждой отдельной человеческой жизни, право человека на жизнь, на свободу, на счастье; на свободу слова и средств массовой информации, на то чтобы избирать свою власть и быть избранным, словом, на всего, что принято называть демократией.

Этим я вовсе не хочу сказать, что на этом самом пресловутом Западе все с демократией в полном порядке. Разумеется, нет. Но демократические ценности являются - и это несомненно - приоритетом для «западных народов». Чего, увы, не скажешь о народе русском. И западные народы в самом деле не могут понять, почему это так. Как пересказал мне один знакомый политолог мысль своего польского приятеля. «Беда русских в том. что они - белые; будь они черными, желтыми, красными или фиолетовыми, все было бы нормально, потому что. глядя на них, западный мир говорил бы себе, нуда, они другие, они не такие как мы. нечего и ждать от них схожих с нами взглядов и поступков. Но в том-то и дело, что вы похожи, и поэтому от вас ждут, чтобы вы были такими же, а вы - другие».

Вопрос: то, что русские «другие», это и есть ненавидимое Западом «своеобразие»? Вдумаемся. Шведы и итальянцы разные? Финны и французы похожи? Англичане и испанцы разные? Разные. Во всем? Почти. Внешне, в еде, в культуре, в привычках, в языке, в музыке и так далее. Есть у них хоть что-то общее? Есть: отношение к принципам демократии. Так вот, как мне кажется, русские такие же непохожие на других, как эти другие не похожи друг на друга, что, впрочем, совершенно естественно. Но русские не похожи на своих западных соседей еще одним: они не считают демократические ценности приоритетными, они не ставят выше всего каждую отдельно взятую человеческую жизнь, они ставят на первое место не человека, а государство. Почему так? Это длинный разговор, имеющий самое прямое отношение к принятию Россией православия (а не католицизма или протестантства), к татаро-монгольскому игу, отбросившему Россию на столетия по отношению к Западу. И еще к тому, что Россия в течение нескольких веков и вплоть до конца XX века была империей.

Порой мне кажется, что за сентенциями об особом пути России, о Третьем Риме, об «особой стати», о народе-богоносце скрываются гигантский комплекс неполноценности и плохо скрываемая зависть. Конечно, кому может понравиться ощущение того, что ты играешь не в высшей, а лишь во второй лиге? Никому. А поэтому необходимо придумать объяснение, которое как-то оправдает твое пребывание в этой лиге.

Не так? Тогда я задам вам несколько вполне тривиальных вопросов, а вы честно ответьте на них и сделайте свои выводы. Много ли представителей Запада мечтали и мечтают приехать в Россию жить, или даже побывать туристами? Много ли русских мечтало и мечтают уехать на Запад, не говоря о том, чтобы там попутешествовать? Много ли людей на Западе мечтали и мечтают купить одежду, машину, предметы быта, сделанные в России? Много ли русских мечтали и мечтают о западной одежде, технике и прочем? Много ли людей на Западе хотели бы иметь такой же уровень жизни, как в России? Много ли русских хотели бы иметь такой же уровень жизни, как на Западе?

Могу продолжить список, но вряд ли есть в этом необходимость.

Я абсолютно убежден в том, что попытки отделять Россию от Запада, во-первых, имеют под собой идеологическую почву, а во-вторых, вредны прежде всего для самой России. И я также убежден в том, что демократия (как показывает пример Запада) не может случиться в России мгновенно, в одночасье, за каких-то пятнадцать лет. Но случится она непременно.

 

Владимир ПОЗНЕР, ESQUIRE

31 октября 06:30
:   Средняя оценка: Голосов: 15
РаспечататьОтправить другу
Комментировать  "Демократия и жизнь – ничто, государство – все"
Комментировать  "Демократия и жизнь – ничто, государство – все"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 57    показать все | позитивные
ной
03.11.2006 20:35:27
 
Женя, чем плохо тебе здесь конкретно. Ты почему еще не на Западе? Что делаешь здесь? Баласт он и в Африке баласт
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
55
03.11.2006 14:40:05
 
"патриотизм и национализм могут раскрыться в их священном и непререкаемом значении" - тот самый Ильин, который сбежал от коммунистов в Берлин, наслушался там Гитлера и стал мечтать о русском фашизме.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Женя
02.11.2006 22:11:24
 
"Здесь интереснее..." - на Кубе ещё интереснее ("Послушайте тех, кто приехал из Европы":), и в Северной Корее афигенно интересно!Кстати вот ссылка, ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ ! http://monk.com.ua/article.php/20061022001125857
http://monk.com.ua/article.php/20061020223347235

Очень самобытно, не правда ли...?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Женя
02.11.2006 22:01:18
 
"Послушайте тех, кто приехал из Европы сюда работать. Уезжать не хотят"- мой дядя при советах был в Анголе военным советником, тоже уезжать не хотел...:)
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ной
02.11.2006 21:41:50
 
ой, ну уже не интересно читать о об особом пути России, о Третьем Риме, об «особой стати», о народе-богоносце. Об этом только дураки на Западе говорят. Современная Россия другая. И потом, что в мире мало осталось королевств и монархий? Для кого эта статья? Что мы обсуждаем? Обсасываем идеологию двадцатилетней давности. Послушайте тех, кто приехал из Европы сюда работать. Уезжать не хотят. Здесь интереснее. Поезжайте, поживите в их раю. Набейте шишек и т.д.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
02.11.2006 17:50:48
 
Релігіємір, для цікавих;)http://uath.org/religiometer/index.php
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
02.11.2006 17:41:30
 
"Это только истинные русские патриоты понимають."- БОГОНОСЦИ :)
Читают Гумильова и Чичибабина...:)))
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ясь з беларуси
02.11.2006 17:17:08
 
Можно насиловать, грабить и убивать - и оставаться Человеком. Да, с большой буквы. Тупорылым западенцам этого не понять.Это только истинные русские патриоты понимають.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
02.11.2006 16:56:24
 
"Вообще то православие принималось не россией, а Русью..."- причём долгло и кроваво:( С тех пор все наши беды! Приняли еврейского бога, своих богов прокляли, теперь жрите..."Русь скоморошья..."
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
ы
02.11.2006 16:44:51
 
"Это длинный разговор, имеющий самое прямое отношение к принятию Россией православия [..], к татаро-монгольскому игу [..]
И еще к тому, что Россия в течение нескольких веков и вплоть до конца XX века была империей"
.
медицина тут уже явно не поможет..
Вообще то православие принималось не россией, а Русью. россия появилась несколько попозжее, в качестве правоприемницы упоминаемой Познером Орды. Ордой (империей) она и осталась, и именно это и является главной непохожестью, озаботившей Познера: орде всегда нужен враг (точнее 2 - внутри и снаружи) иначе она сожрет саму себя. Какая уж тут демократия...
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Женя
02.11.2006 16:42:09
 
"Он был бы прав, если бы вместо «русские» написал «русские власти " - как вы говорите "русские" избрали эту власть снова в 99-ом и с тех пор регулярно подтверждают своё верноподданство на всех соцопросах и выборах(где то на уровне 70-75%) , именно этот"народ" и создаёт спрос на государственную агрессию против соседних стран и США. В то же время нелюбимая вами власть и есть единственный шанс на нормальные отношения с россией, но власть всё время под давлением тёмной подсознательной злобы "народа" и потому вынуждена поддаватся чтобы не утратить позицию элиты...
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Юрий Вологжанинов
02.11.2006 13:22:24
 
В. Познер:
«Но русские не похожи на своих западных соседей еще одним: они не считают демократические ценности приоритетными… »

Он был бы прав, если бы вместо «русские» написал «русские власти». Но писать и говорить правду о власти ему не дано.
Основная часть публикации В. Познера содержит тривиальные утверждения о том, что демократия хороша, что уровень материальной жизни народа в странах демократии выше чем в России – утверждения типа «сено косят летом».

Его неточности возникают от того, что он, как и множество ему подобных псевдодемократов России и Украины сознательно путают, не разделяют, смешивают такие различные субъекты истории, как народ и власть.

Различал русский украинец Борис Алексеевич Чичибабин:

«Тебе, моя Русь, не богу, не зверю
Молиться молюсь, а верить – не верю.
Я сын твой, я сон твоего бездорожья,
Я сызмала Разину струги смолил.
Россия русалочья, Русь скоморошья,
Почто недобра еси к чадам своим?»

«Я был одно с народом русским.
Я с ним ютился по баракам,
Леса валил, подсолнух лускал,
Каналы рыл и правду брякал»

«Будь проклят тот, кто проклял Русь –
Сию морозную Элладу!
Руби мне голову в награду
За то, что с ней не покорюсь»

«На Литве звенят гитары.
Тула точит топоры.
На Дону живут татары.
На Москве сидят воры»
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ПростоТак
02.11.2006 11:57:43
 
Да бог с ним - с Познером, дело то в смысле сказанного.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
ыфт
02.11.2006 10:35:47
 
Передачи Познера по росийскому ТВ и его статьи в Западных журналах крайне противоположны. По ТВ он говорит то что нужно.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Advokat
01.11.2006 19:12:33
 
Это не Познер!
Это Маразм.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Славко
01.11.2006 17:43:29
 
радію що в Росії є люди котрі задумуються над питанням цінностей народу, цінностей держави. Познеру Респект. Мені приємніше мати справу з людьми які дискутують як Познер а не представнками НБП чи різних маргінальних агресивних груп, котрі починають в Росії домінувати
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
ПростоТак
01.11.2006 16:23:49
 
А у нас то на Украине не лучше, увы :-( 33% рабов на Януковича молятся
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
~
01.11.2006 16:20:36
 
"Мы к вам на танках приедем!
И по-русски говорить научим!
За великую Россию!"
---
Чувак, на танке ездить на такие расстояния не комфортно. Приедешь или оглохшим или идиотом. Хотя тебе осталось только оглохнуть.
не согласен согласен    Рейтинг: 13
 
:)
01.11.2006 16:18:06
 
"можно пить и валяться в собственной моче и отсаваться ЧЕЛОВЕКОМ"
Руля жжот!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Олег
01.11.2006 14:40:20
 
ВЕЛИКОРОССУ.
Обычно с ротвеллероподобными я не дискутирую. Предпочитаю им отдавать команды. Например:"МЕСТО!!!" или "ФУ!!!"
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
01.11.2006 14:19:26
 
..ЗАВЕЛИ...КУЮ... РОССИЮ - куда-куда,простите,её завели?
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
01.11.2006 14:19:20
 
Олегу

Мы к вам на танках приедем!
И по-русски говорить научим!

За великую Россию!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Аверан
01.11.2006 14:17:26
 
http://ukrlife.org/main/evshan/moxel.htm Читай и ты получишь много ответов.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
01.11.2006 14:17:04
 
"можно пить и валяться в собственной моче и отсаваться ЧЕЛОВЕКОМ..."
( "Истоки и смысл русского православия." М.2006 )
Бу-га-га-га!!!!!!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
01.11.2006 14:10:47
 
ЗА ВЕЛИКУЮ РОССИЮ БЕЗ УКРОВ, ГРУЗИН И КОПЧЕНЫХ!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 

Первые 25 комментариев
 Следующие 25 комментариев »
Комментировать  "Демократия и жизнь – ничто, государство – все"
Комментировать  "Демократия и жизнь – ничто, государство – все"
Читайте
Обновлено: 08 января 21:54
Жёлтые

weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.
Поймай ПОДАРОК!