Наливайченко: «Сепаратизм — порождение сталинизма!»

Служба безопасности Украины — «опора и поддержка» Президента Ющенко. Пожалуй, одна из немногих, оставшихся. Генпрокуратуру принято ассоциировать с «донецкими», в МВД — разброд и шатания, внутренние войска «пошли по кругу» и только СБУ хранит верность патриархальным президентским традициям. В том числе — за счет усиления ее руководящего состава кадрами из Закарпатья.

фото Михаила Маркива/пресс-служба Президента Украины

Впрочем, Валентин Наливайченко, восседающий в кресле «временно исполняющего обязанности» руководителя Службы уже год, называя себя «человеком Президента», привязку к Банковой категорически отрицает. «Если хотите знать, это я порекомендовал Тиберия Дурдинца Президенту. Балога от меня об этом узнал», — заявил он, комментируя назначение своим замом молодого западноукраинского спеца.

фото Елены Владыко/ОБОЗ
Впечатление «застегнутого на все пуговицы» — хмурого замкнутого чиновника —Наливайченко отнюдь не производит. Однако с прессой в столь масштабном формате общается не часто. Именно поэтому его интервью «Обозревателю» претендует на изрядную долю сенсационности. Чего стоит одна лишь история про парижский чартер Рудьковского; также — намек на приверженность «регионалов» тоталитарным заветам сталинизма; заявление о готовящемся обнародовании окончательных результатов дела об отравлении Президента Ющенко.

«Мы не собираемся замалчивать «транзитный сервер»

СБУ очень оперативно провела проверку на предмет возможного вмешательства в систему «Рада», якобы имевшего место во время попытки избрания премьером Юлии Тимошенко. Каждая из оппонирующих политсил трактует ее результат по-своему.

Обращение от нардепов мы получили во вторник около семи вечера. Собственно, обращений было два — персонально от депутата Сивульского и от группы его коллег. Они просили проверить «Раду» и, при наличии оснований, возбудить уголовное дело по факту вмешательства.

Мы тут же создали межведомственную группу, выехали на место, провели необходимые действия… Никаких признаков внешнего вмешательства в работу системы мы не обнаружили. На утро среды материалы были переданы в ГПУ, сейчас они находятся у господина Винокурова…

Я лично докладывал этот вопрос Президенту. Он взял дело на личный контроль. Вот копия письма, подготовленного для Виктор Андреевича — можете удостовериться.

фото Елены Владыко/ОБОЗ

Турчинов утверждает: если признаков вмешательства не обнаружили, это вовсе не означает, что его не было…

Простите, но, мы используем только официальную информацию. Если кто-то располагает дополнительными данными — пусть их предоставит.

Тут, кстати, есть один важный момент — я акцентировал на нем внимание Президента. Вот уже полтора года функционирует специальная государственная Служба связи и защиты информации. Вопросы сертифиакции подобных систем, их функционирования — ее парафия.

Кому она подчинена?

Кабмину напрямую.

Во вторник я лично обратился к руководству этой службы с просьбой осуществить поверку «Рады». Досконально изучить ситуацию изнутри, в том числе — по серверу электронной системы, могут только они. У нас для этого нет ни полномочий, ни возможностей.

фото Елены Владыко/ОБОЗ
Напрашивается аналогия с транзитным сервером из 2004-го. Уголовные дела, возбужденные по мотивам тех событий, закрыты, виновные не найдены, прокуратура «сбросила» дело вам и теперь кивает на СБУ.

Мы приняли дело из ГПУ в середине ноября. Ему присвоен номер 241. Следственное управление СБУ составило план расследования, оперативным подразделениям уже направлено четыре поручения. Работа идет — проводятся дополнительные экспертизы, допросы. Замалчивать историю «транзитного сервера» мы не собираемся.

Народные депутаты в деле фигурируют? (как известно, в данном контексте часто упоминались фамилии «регионалов» братьев Клюевых, также БЮТовца Зимина. — С.К.)

Нет. Фамилии людей, проходящих по делу, я назвать не могу, однако публичных персон там нет. Это те, кто отвечал тогда за администрирование электронной системы учета голосов в ЦИК; те, кто имел так называемые «ключи» — коды доступа. Установлено, что на сервере был уничтожен целый массив информации, что, конечно, является преступлением.

Три года уже прошло. Когда предметных выводов-то ждать?

В 2005-м все обстоятельства активно выяснялись, против двух конкретных должностных лиц ЦИК возбуждались уголовные дела. Суд их закрыл — государственный обвинитель не смог отстоять свою правоту. Что на выходе? Снова из Генпрокуратуры все перебросили в СБУ — пошли по новому кругу…

Это вопрос вашего взаимодействия с Генеральной прокуратурой. Точнее — ваших перманентных кулуарных конфликтов.

Закон обязывает Генеральную прокуратуру осуществлять надзор за деятельностью СБУ. В случае нарушениями нами какой-либо законодательной нормы, у них есть право принять очень серьезные решения. Прокурор может истребовать любое оперативное дело, получить доступ к любой информации. Таковы правила контроля. Так что, речь идет не столько о взаимодействии, сколько о работе службы под надзором ГПУ.

Что касается «человеческого фактора»… Думаю, нам стоит интенсифицировать сотрудничество по расследованию наиболее резонансных дел… Для этого необходимо, в том числе, больше доверять друг другу. На уровне руководства ведомств проблем не возникает, а вот на уровне следственных подразделений…

О резонансных делах мы еще поговорим, в ГПУ за них Ренат Кузьмин отвечает. Впрочем, после смены Генпрокурора, сферы ответственности наверняка переделят. Чего вы ожидает от кадровых перестановок на Резницкой? С каким Генпрокурором вам было бы комфортно работать?

Дело не в персонах, а в функционировании двух систем — это более глубинный уровень. Я не могу дать однозначного ответа, назвать, допустим, фамилию — вы же понимаете. Я пришел из дипломатии и могу сказать, кого бы далее хотел видеть своим Президентом…

Ющенко?

Конечно, каждый бюрократ хвалит начальника, но, хотите — верьте, хотите — нет, год уже работая исполняющим обязанности главы СБУ, я ни одного телефонного указания от Виктора Андреевича не получил.

А от Балоги?

Тем более. Мы с ним до сих пор на «Вы» — предельно вежливы. То, что службой кто-то руководит со стороны, кукловодит — абсолютный миф. Поверьте.

То есть вы беретесь утверждать, будто Служба аполитична?

Согласно закону, ни я, ни мои подчиненные, не являемся членами какой-либо политической партии. Вместе с тем, мы максимально открыты, стараемся всегда, где это возможно, говорить правду…

Как пафосно! Особенно из уст главы СБУ!

Не могу же я постоянно оглядываться на политическую обстановку! Взять хотя бы последний пример с системой «Рада». Если факты внешнего вмешательства не установлены, мы прямо об этом заявляем. Чего выдумывать?

Другой момент — работа по рассекречиванию архивов. Конечно, определенным политическим силам это не нравится. Но если о преступлениях НКВД свидетельствуют документы, разве можно об этом молчать? Нет, меня закон обязывает говорить правду. Мы открываем архивы, докладываем результат Президенту, тут же все публикуем.

«Северодонецк провоцирует возрождение того, что закладывалось тоталитарным режимом»

фото Елены Владыко/ОБОЗ
Ключевая фраза — «докладываем Президенту». Без его вмешательства процесс мог бы тянуться бесконечно долго…

Конечно, Виктор Андреевич с большим вниманием относится к этой теме. Вопросы исторической памяти непростые… Но принципиальная позиция Президента значительно облегчает наш труд.

Важно, что материалы поступают в открытый доступ — для общественности, журналистов, исследователей.

Для признания Голодомора актом геноцида необходимо политическое решение…

Не политическое, а юридическое! Совместно с Министерством юстиции, неправительственными организациями, юридическими факультетами крупнейших университетов мы начали сейчас второй этап — формулирование правовой оценки действий организаторов Голодомора. Конкретно: сколько жизней стояло за той или иной подписью товарища Реденса, товарища Балицкого.

Как только готов будет юридический вывод — прекратятся все дискуссии как внутри страны, так и за ее пределами.

Архивы Голодомора полностью раскрыты. Теперь мы намерены рассказать правду о всех политических репрессиях, имевших место с 1917-го по 1990-й годы.

Вы осознаете, сколь масштабными последствиями это чревато? Общество еще не «переварило» УПА и Голодомор. Дискуссионность этих тем внесла серьезный раскол, а вы говорите: рассказать обо всем.

Очищение должно происходить изнутри. СБУ не является правопреемницей КГБ, но кому, если не нам, обличать дела комитетчиков?

Преступления против мирного населения Западной Украины совершали чекисты, переодетые воинами УПА. Сталинский режим шел на это сознательно — они надеялись таким образом реализовать сценарий раскола страны. Почему? Да потому что западноукраинская общественность чуть ли не единственная пыталась привлечь внимание к актам террора, геноцида, ко всем преступлениям, совершаемым большевиками на востоке.

Освободительное движение разворачивалось по всей стране. Большевики изобрели ему свой метод противодействия — искусственный раскол нации. То есть так называемый сепаратизм — порождение сталинизма. Он родом еще из 30-х — документы тому свидетельство!

Вот почему Служба столь резко отреагировала на сообщения о подготовке второго Северодонецкого съезда.

При всем моем уважении к молодым людям из известной политической партии, инициативами подобных съездов они провоцируют возрождение того, что закладывалось тоталитарным сталинским режимом. Возможно, они делают это по незнанию — созданный тогда миф о «двух Украинах» стал миной замедленного действия.

Виктор Ющенко провел ряд изменений во внутренней структуре вашего ведомства. С чем связаны ключевые кадровые перестановки?

Ротация кадров — явление вполне нормальное. На дипслужбе, к примеру, послов меняют раз в три года — таковы правила. Аналогично в СБУ. Так, в прошлом году была проведена первая аттестация с последующей ротацией руководителей ключевых управлений. Постоянно мониторится работа замов, подводятся промежуточные итоги.

Рокировки по заместителям главы СБУ — не последние. Я убежден, что ротация в органах будет продолжаться.

фото Елены Владыко/ОБОЗ

В связи с этим говорят о массовом приходе в центральный офис службы кадров из Закарпатья. Почти как год назад — донецких в Генпрокуратуру. Отсюда — вопросы о политизации ведомств.

Миф! Я его сейчас разрушу. На должность заместителя главы СБУ Тиберия Дурдинца рекомендовал лично я. Виктор Балога узнал об этом от меня, когда я занес представление с просьбой организовать молодому человеку собеседование с Президентом. Более того, ранее на должность начальника нашего закарпатского управления тоже я его представил.

Чем же вам так приглянулся далекий родственник Василия Дурдинца?

Тиберий инициативен, его работа всегда результативна. Он был одним из первых региональных начальников, кто откликнулся и вошел в состав группы по рассекречиванию архивных материалов. В своем регионе ему также удалось организовать эффективную работу по противодействию незаконному обороту ликеро-водочных изделий. Некоторые высокие руководители тут же стали присылать нам возмущенные запросы — как же, мол, так, в своем регионе не дают водкой торговать (смеется).

…В последнее время у нас вообще прибавилось молодежи. За последнее президентское назначение я особенно благодарил Виктора Андреевича. Одним из заместителей главы СБУ стала 33-летняя женщина, Светлана Нежнова.

Она курирует хозчасть, так?

фото Елены Владыко/ОБОЗ
Всю инфраструктуру и финансовое обеспечение СБУ. А это — миллиардный бюджет и, главное — контроль за ним. Между прочим, ни одного мужчины, отважившегося взаимодействовать в этих вопросах с Кабмином, Счетной палатой, бюджетным комитетом ВР, не нашлось.

Когда у СБУ появится полноправный руководитель? Вы уже больше года в статусе и.о. пребываете.

Это прерогатива Президента. Назначение главы СБУ — компетенция главы государства. Надеюсь, после окончательного формирования правительства решится и со службой. Лично я ротаций не боюсь…

Еще бы, вы ведь стопроцентный человек Президента, верно?

Безусловно! Я голосовал за него, мой ребенок стоял на Майдане — это не секрет.

Меж тем один из ваших замов, господин Герасименко уже был замечен в кулуарных переговорах с представителями разных политических сил, на предмет своего возможного лоббирования в кресло главы СБУ.

Да? Впервые слышу. Обязательно у него спрошу (смеется)!

Продолжение следует…

17 декабря 08:15
:   Средняя оценка: Голосов: 36
РаспечататьОтправить другу
Комментировать  "Наливайченко: «Сепаратизм — порождение сталинизма!»"
Комментировать  "Наливайченко: «Сепаратизм — порождение сталинизма!»"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Комментарии: 21    показать все | позитивные
Олег
16.12.2007 22:25:12
 
СБУ й досі залишається філією КГБ-ФСБ.Багато з чинних "захисників безпеки України" не приховують,що отримують гроші й з Москви.Бо на неї працюють,а саму Україну,як незалежну жержаву,просто не визнають.ПРофесіоналів й патріотів просто повикидали із служб,профанація, як із дурдинцями та мадам-фінансисткою.Офіцери кидали просто заяви про звільнення.балога підімяв повністю служби.Приклад-звільнення генерала Скіпальського.Наливайченко виглядає блазнем при дворі.Як і втручанням в систему Рада. герасименко,відомий своїми кримінальнимий аморальними вчинками,має встановити істину...?Покарані будуть ті,хто оприлюднив про факт хакерства."А за державу обидно".
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
КВН
16.12.2007 19:49:15
 
Поразительное интервью! Оказывается, чтобы стать зам. председателя СБУ нужно в регионе с наибольшим уровнем контрабанды и нелегальной миграции всего лишь организовать эффективную борьбу с самогонщиками! Ну а чтобы стать не только зам.председателя, но и контролировать миллиардный бюджет Службы - тут уже нужно быть близкой подругой Яценюка. За это особая благодарность Виктору Андреевичу. Спасибо, Сонечка. Материальчик местами получается не хуже, чем у Шендеровича!
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
VALERAZV
16.12.2007 12:25:11
 
Ох ,и тормозит обоз!Все сильнее и сильнее.Будете скоро сами на него заходить!Вседа зщищаю Соню,а тут...Ну ,что интересного может дать прессуха главы сбу,американского посла /вот черномырдин -даа!Сила/и т.п.?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
орко
16.12.2007 0:20:51
 
Ми вперше маємо шефа СБУ-що відстоює інтереси України-5 колона дуріє!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
A5
15.12.2007 14:11:57
 
Шо, Stan, шефа обижают? Корпоративная солидарность задета? Так головой думайте, а не только агитки повторяйте, и вас дураками называть никто не будет.
Особенно что касается ненаследственности. Да Дзержинского еще поснимать не успели в половине местных управлений, бюсты стоят бронзовые. Где статистика увольнения из СБУ сотрудников КГБ в начале 90-х, причастных к преступлениям КГБ? Персонал унаследовали? Имущество унаследовали? Архивы унаследовали? Агентуру унаследовали? Понятно что ответственность наследовать не хочется. А прийдется...
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Stan
15.12.2007 12:48:37
 
Та злобность, что в этих постах, к сожалению даже у уважаемого Ковалевского, говорит о том, что историческую правду надо раскрывать немедленно. Это не менее важно, чем раскрытие плутней секретариата президента. Украинцы НЕ ЗНАЮТ истории, много чего не знают элементарного - мы все продукты информационной блокады, оттого и тявкаем на бытовом уровне. А голодомор и истребление миллионов людей было не только геноцидом нации (и это было), но и (прежде всего)- истребление носителей национального интеллекта с целью превращения народа в человекоподобное стадо. И выздоровление должно начинаться со снятия информационной блокады закрытого коммунистического общества. То есть сделать прямо противоположное тому, что сделали большевики. Те начали с а)запрета на информацию б)запрета на открытие своего дела в)поставили ограничители на передвижение по стране и за рубеж г) на выбор жизненного пути. Теперь всё это надо отмотать назад. Наливайченко сказал, СБУ "не является правопреемником КГБ", как и Украина - СССР. Путинская Россия, наоборот, правопреемник СССР и КГБ- о чём тоже открыто заявила. Россия возвращается к прошлому и готовится к массовым истреблениям неугодных, Украина - уходит как можно дальше от пропасти советского коммунизма.
Станислав Овчаренко
www.svetiteni.com.ua
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
киев
15.12.2007 12:31:51
 
Соня, Вы, конечно, можете беседовать с тем, с кем считаете нужным, но делать из ЭТОГО "топ-статью" не имеет смысла. Не хочется читать окровенное вранье откровенного дурака, да еще полностью зависимого.Брехни и лицемерия и без Наливайченко хватает выше крыши.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Цивільний
15.12.2007 11:40:01
 
Это "топ-статья"? Да еще и продолжение будет?
"Внешнего вмешательства в с-му "Рада" не установлено". А внутреннего? А, может, не установлено потому, что, исходя из заявл. В.Бойко, следы ведут в канцелярию Пр-та?
Радует интенстивная работа по раскрытию вмешательства в сервер ЦИК. Она будет завершена до раскрытия убийства Дж.Кеннеди, или после? Как и взяточничество мадам Станик?
На что тратятся деньги налогоплательщиков?
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
муму
15.12.2007 2:23:23
 
да герасименко говорил с тремя депутатами. да он будет председателем.это плохо.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Сима
15.12.2007 0:25:00
 
Елена, если честно - писать не о ком. В нашем политикуме подлюки все до одного. То ли семейка Адамсов, то ли интернат для трудных подростков: каждый только и думает как другому подлость учинить, и от других тоже ничего иного не ждет. Весь кайф в том, чтобы поймать "на горячем" другого и избежать этой участи самому.
Но феномен Наливайченко в том, что он на фоне всего этого еще и глуп как пробка. И не в лом образованной, талантливой журналистке (Соню я считаю таковой, несмотря на её некоторые поведенческие отклонения, которые списываю на молодость, а посему прощаю) беседовать с этим Ничтожеством? Деньги - оно, конечно, дело хорошее, особенно если кушать нечего (Соня, тебе нечего, да?), но ведь надо чтобы еще и человек, выбранный для интервью, был интересным как личность. А це шо таке вона нам сюди прытягла? Тьху, брыдота.
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
УВБ
14.12.2007 16:54:15
 
Соня, кто так тебя поддергивает подставить Герасименка? Неужели его враги еще не угомонились? Ведь он сейчас их просто начнет раздавливать... Не стоит его злить. Знаю точно, что Герасименко отказался от предложения на пост Главы СБУ. И Наливайченко это знает. Наливайченко - единный кандидат. А вот если создастся НБР - то это будет детище Герасименко. Вот так, Соня... И не звизди спросоня.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Елена
14.12.2007 16:50:12
 
(IraZ)У Вас есть полная возможность помочь нам сформировать "Историческую память" нации исходя их Ваших обоснований,или Вам слабо? Ждем-с!
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
крот
14.12.2007 16:50:12
 
Дедо о "транзитном сервере" уже раскрыто- пидрахуй при орденах, дело"Северодонецка" так-же успешно раскрыто-Колесников награжден "за выдающиеся заслуги". Какие вопросы еще у Сони остались?
не согласен согласен    Рейтинг: 15
 
Елена
14.12.2007 16:46:15
 
(Сима)если знаете как и о ком правильно писать стаьи, почему-же мы их еще не читаем?
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
бу-го-га
14.12.2007 16:13:46
 
"Признаков внешнего вмешательства в систему "Рада" не обнаружено"- они что, следы от "фомки" искали или от топора с отверткой?
не согласен согласен    Рейтинг: 14
 
Александр Ковалевский
14.12.2007 15:56:16
 
Ну да, г-н и.о. глава СБУ Наливайченко, если ни одно резонансное преступление последних лет раскрыть не можем, то хоть на архивных делах отличимся. Дело нужное, конечно, тем более надо же как-то оправдывать свою бездеятельность (ах, Бокай с Белоконем уехали в Москву, и коррупционер Рудьковский, похоже, ту даже смотал отлежался на «малине», ну как же СБУ могла помешать им сбежать?)

А лишний раз выразить свою преданность хозяину, что вы не преминули сделать в этом интервью, тоже дело архинужное разумеется. Вам самому прислуживать-то не тошно?

Подполковник милиции в отставке. Автор статьи на УП «Украина без Ющенко».
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Сима
14.12.2007 15:34:49
 
Соня, видать, не брезглива.
Брать интервью у человека столь глупого, малообразованного и подлого - это минимум, не уважать себя.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
IraZ
14.12.2007 15:16:16
 
Открытие архивов это хорошо, но только тогда, когда действительно публикуются все документы, а не избирательно те, которые помогают Ющенко формировать "историческую память" его нации так, как он этого хочет. Например, публикуется доклад Сталину о работе особых отрядов, но о том, что эти отряды в основном состояли из бывших УПА-вцев, которые и действовали привычными им методами, что эта записка как раз выражала озабоченность этими действиями и результатом ее было специальное постановление о немедленном пресечении случаев жестокого обращения с населением и беспощадном наказании виновных -об этом ни слова - не вписывается в концепцию "истории" от отца нации.
не согласен согласен    Рейтинг: 8
 
A5
14.12.2007 14:58:40
 
С историей у г-на Наливайченко суровые проблемы. Сепаратизм в СССР - заслуга не Сталина. Будучи Наркомом по делам национальностей, он считался в ВКП(б) крупнейшим специалистом по национальному вопросу, и настаивал на унитарном устройстве будущего СССР, утверждая что предоставление автономий национальным образованиям рано или поздно приведет к росту националистических настроений и расколу государства. В отличии от него Ленин полагал, что конфедеративное устройство СССР, по мере развития т.н. Мировой Революции, позволит новым государствам вливаться в уже существующий Союз Республик (государств). Победил Ленин, прав, в историческом плане, оказался Сталин, но г-н Наливайченко, в вопросах федерализма, продолжает курс именно И.В. Сталина, "в рамках отдельно взятой Украины" с чем его от души и поздравляем.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Валерий
14.12.2007 14:21:47
 
Наливайченко: "Вопросы исторической памяти непростые… Но, принципиальная позиция Президента значительно облегчает наш труд."
Честно сказал Наливайченко.
Представьте, ЭТОТ През, с ЭТИМИ его принципами, с ЭТИМ соответствующим образованием, ЛИЧНО интерпретирует непростые исторические вопросы.
Ну как подобаеться, тоесть.
Спасибо Наливайченко за редкое откровение.
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
Валерий
14.12.2007 14:15:17
 
Проба
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Комментировать  "Наливайченко: «Сепаратизм — порождение сталинизма!»"
Комментировать  "Наливайченко: «Сепаратизм — порождение сталинизма!»"
Читайте
Обновлено: 09 января 15:17
Жёлтые

weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.
Поймай ПОДАРОК!