УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рада кончена не окончательно

Рада кончена не окончательно

В отличие от Отца, Сына и Святого Духа, троица Ющенко, Янукович и Мороз – воплощение порока, а не святости. «Конец политического кризиса» в их исполнении значит лишь начало нового витка противостояний. Это не мир, а временная пауза, нацеленная на усиление позиций да совершенствование тактики. Последующие схватки ознаменуются только большей ожесточенностью. Вместо финального свистка, ночью на Банковой прозвучал стартовый выстрел. Каждый из участников забега держал в кармане сразу по четыре дули (больше пальцами на двух руках просто не скрутить).

фото PHL Спасение СПУ потом Цушко

Собственно, «непонятки» случились еще во время подхода к прессе. Янукович, обращаясь к Президенту, призвал «не поминать лихом старые обиды». Ющенко, кивнув, невозмутимо «наехал» на беспринципность КСУ, ГПУ и заодно ВР.

Зажить «с чистого листа» они не могут просто физически. За спиною каждого – армия соратников, которым еще предстоит объяснить логику достигнутых соглашений и «навешать» о грядущих выгодах. «Соратник» - от старорусского «тот, кто не выходит из рати». Меж тем, для того, чтобы «перезагрузка» выглядела правдоподобно, она непременно требует кадровых жертв некоторых «соратников». Проще – «козлов на заклание».

Так, Президент вынужден определиться с Генпрокурором. Причем так, чтобы у Пискуна не возникало желания снова обжаловать все в суде. Судя по просьбе Святослава Михайловича исключить его из рядов ПР, недостатка уверенности в сохранности собственного кресла он не испытывает. Шемчука тоже не мешало б как-нибудь «легализовать». Он у Виктора Андреевича на хорошем счету и позже наверняка еще окажется востребован. Вопреки даже тому, что добросовестного в общем-то провинциального чиновника в столице уже наполовину «спалили».

Предстоит, конечно, разобраться с Гелетеем, Турчиновым,  с целесообразностью дальнейшего пребывания губернаторов в составе Совбеза…

Взамен Виктор Андреевич, несомненно, потребует отставки Цушко. И хотя в историческую ночь тема эта на Банковой не поднималась, отставка должна сопровождаться если уж не наступлением уголовной ответственности, то особо садистской публичной поркой. Иной возможности ее обеспечения, кроме как получения Ющенко личного обязательства от Януковича, не существует. «По понятиям», навеки угнездившимся в мозгах Виктора Федоровича, «сдача» Цушко – форменный «кидок». Кидок не вышедшего из рати! Кидок того, кто до последней капли пота, капающего с глянцевой лысины, готов был защищать бело-голубую власть.

К тому же, как, скажите, «уламать» на это Мороза? Причем «уламать» так, чтобы он не потребовал чего-нибудь очень значимого взамен?

Впрочем, если главе МВД хватит ума, в отставку он подаст сам. Удовлетворив тем самым всех. Президента – предоставив «моральную сатисфакцию», Премьера – лишив его «головной боли», спикера и себя – взвинтив до небес хилый рейтинг СПУ. Потому как, что бы там ни говорили в Киеве, а для львиной доли коалиционного электората, Вася – национальный герой! Для усиления эффекта «героизма» господину Цушко потребуется еще громко хлопнуть дверью, провозгласив себя жертвой «политических договоренностей». Американские пиарщики ПР наверняка разрыдаются в умилении! (станет ли он при этом «наезжать» еще и на коалицию, дружбаны по которой превратились вмиг в конкурентов, зависит от степени радикализации отношений Мороза с Януковичем, пойти на которую в публичной плоскости решится Сан Саныч).

Примеру Цушко вполне может последовать и Симоненко. Как мы ранее и прогнозировали – с шумом и злословием покинуть КРС. В электоральных, разумеется, целях. Жесткостью позиций, занятых «ленинцами» в дни политического кризиса, они уже заработали себе увеличение рейтинга процентов этак до семи. Проигнорируют договоренности «тройки» - получат еще. Тем более, Петр Николаевич на Банковой не засиживался – с него и спросу нет.

Эльбрус на пути компромисса

Линия Мороза (в том числе – по Цушко) и Симоненко станет понятна уже в ближайшие дни – на анонсированных «полноценных» заседаниях ВР. Но лишь неисправные оптимисты могут полагать, будто за какие-то два дня удастся разрубить гордиев узел, затягивавшийся годами. Ситуация только более усугубится.

Прежде всего: прояснится степень влияния лидеров на свои «штыки». Сумеет ли Янукович сдержать противление глав СПУ и КПУ? Обеспечит ли Президент явку оппозиции в зал и сможет ли ручаться за слаженность (!) ее последующих действий? Тем более – гарантировать отказ от полномочий 151-го депутата (что, собственно, подводит законную базу под перевыборы). Съезды, на которых подобные решения принимаются, такие, знаете, непредсказуемые…

Кстати, мнение, будто Премьер пошел на перевыборы на собственный страх и риск, без согласования с отцами-содержателями ПР, в корне ошибочно. Эти-то товарищи досрочных элекций как раз не боятся. Сие поможет им нейтрализовать самого Януковича (в будущем ограничив Виктора Федоровича форматом лидера фракции) да его вороватых сотрапов по Кабмину. Плюс – серьезно почистить список, битком набитый людьми абсолютно случайными.

Договоренности, закрепленные автографами Президента, Премьера и спикера, сплошь противоречивые. Каждая потенциально представляет для Верховной Рады повод «съехать» с «перемирия» в целом.

Взять хотя бы реестр избирателей и переформатирование ЦИК. Логично, возиться с перечнем голосующих станет уже новый состав Комиссии (по семь кандидатов от власти и оппозиции, плюс согласованный лидерами страны еще один «штык» - потенциальный председатель). Напомним: когда Комиссию в последний раз «перекраивали» из соображений «политической целесообразности» (перед третьим туром президентских выборов), многие ее члены остались на местах. Теперь такого уже не случится – расклад политсил успел существенно перемениться, и симпатии многих ЦИКовских счетоводов в сей расклад не вписываются. Очевидно, сейчас в Комиссии появится немало новых лиц. С высокой долей вероятности сменится и ее «намбер ван». Для того, чтобы «принять дела», разобраться в происходящем и просто «въехать в тему», им понадобятся не день и не два. Какой уж тут «реестр избирателей»?

Переголосование законов, принятых после второго апреля – даже не камень, а целый Эльбрус на пути компромисса. Апрель-май под «стеклянным куполом» до боли напоминали сентябрь-ноябрь 2004-го: агонизировавшее кучмовское большинство (координированное, кстати, Степаном Гавришем) принимало т-а-а-а-кие откровенно лоббистские и коррупционные проекты – волосы во всех местах дыбом вставали. Нынешняя ситуация во многом схожа. Разумеется, оппозиция, интересов которой в процессе «большого дерибана» не учитывали, с результатами его так просто не согласится.

«Пакет ВТО» - вообще анекдот. Разве имеет это прямое отношение к политическому кризису? Разве нет другого времени позаигрывать с Европой?

С чего начинаются выборы?

Впрочем, еще больше спорных пунктов в документе вовсе не отображены.

Что делать с Конституционным судом? Возможно реанимировать состав нынешний или лучше собрать новый? Если да, то когда? Если уже при новой Раде, можно ли допустить, чтобы на избирательный период страна оставалась без КСУ?

Могут ли местные суды отменять указы главы государства или исполнительной власти? Что делать с теми из них, кто уже опростоволосился? Что предпринять, дабы подобное не повторялось в будущем, ведь судебная реформа – дело не одного дня?

О продолжении К-реформы в части местного самоуправления мы забыли навсегда или только до осени? Решимся ли переписывать Основной Закон в целом, либо ограничимся «полумерами». По нашей информации, о создании очередной Конституционной комиссии, нацеленной на работу длительную и результативную, объявят уже в ближайшее время. Но чем она по форме и по сути станет отличаться от старой?

Есть несколько вопросов и персонально к Ющенко. Как юридически обоснуют «временное приостановление» второго указа о роспуске Рады – подобной нормы в законодательстве нет? «Временно» - это на сколько, хватит ли двух дней для всех голосований? С какой формулировкой Президент потом отменит указ и соответственно – распоряжение СНБО, данное на его выполнение?

Оставит ли Президент в своем подчинении внутренние войска?

Наконец, главное: завизирует ли Ющенко третий указ о перевыборах? «На раздумья» у него ни много ни мало целых два месяца. Ведь бумагу, согласно букве закона, надобно выпустить в свет аккурат за шестьдесят дней до даты голосования. Несложно предположить: ежели требования Виктора Андреевича не будут выполнены в полном объеме, а ночные его договоренности с Януковичем и Морозом – реализованы, 30 сентября вполне может оказаться очередным «пшиком».

В коалиции делают на сие весьма недурственный расчет. Прежде всего – «партия войны» в окружении Януковича. То есть - министры КМУ, осознающие невозможность своего возвращения на посты после перевыборов, следовательно – утрату контроля над колоссальными денежными потоками.

Этим-то и объясняются пространные намеки Виктора Федоровича: «если выборы вообще будут».

Соня КОШКИНА