УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Солома – не мусор. В Европе это уже поняли

2,3 т.
Солома – не мусор. В Европе это уже поняли

Пока тарифы на ЖКУ растут, украинские предприятия производят альтернативное твердое топливо… для Европы

Дерево, солома, тырса – пока что мусор для украинцев, зато порядка 90% «пеллет», производимых в Украине из этого «мусора», отправляется на экспорт в Европу. О том, когда государство всерьез займется внедрением альтернативных видов топлива, что для этого необходимо и какую выгоду могут получить простые граждане, исправно оплачивающие коммунальные услуги, в пресс-центре «Обозревателя» рассказали:глава Украинской ассоциации производителей альтернативного твердого топлива Иван Надеин и эксперт газового рынка Сергей Любарский.

Иван Надеин: В первом полугодии этого года мы наблюдаем увеличение производства альтернативного твердого топлива. Если в 2009 году было произведено порядка 300 тысяч тонн, то этот год мы планируем завершить с показателем 450-500 тысяч тонн. На сегодня в Украине проектируется и строится порядка 50 производственных линий, что даст возможность выйти на такие мощности. Это даст возможность снизить зависимость от импортируемых энергоресурсов, увеличить энергоэффективность экономики Украины.

Сегодня из всего объема альтернативного топлива, производимого в Украине, почти 90% экспортируется в Европу. То есть предприятия отрасли работают на энергоэффективность Европы. Внедрение альтернативного топлива в Украине сегодня носит исключительно экспериментальный, точечный характер, есть одиночные примеры внедрения альтернативных источников энергии.

Задание государства – эти примеры тиражировать и показывать их экономическую эффективность. Для инвестора эта отрасль остается выгодной – инвестируя, он получает план с рентабельностью более 40%. Если государство определит четкие механизмы для вхождения инвестора в жилищно-коммунальное хозяйство, то инвестор получит рентабельность примерно того же уровня.

Мы имеем прекрасные программы – даже лучшие, чем в Европе, но на сегодня, кроме программ, нет ни действий, ни четких механизмов. Тем не менее, есть несколько инициатив Министерства ЖКХ. Также выделен миллиард гривен на повышение энергоэффективности. Посмотрим, как он будет использован и какие результаты нам даст завершение 2010 года. Пока что отрасль развивается исключительно за счет инвестиций – как украинских, так и зарубежных. Но пока существует проблема в реализации реальных проектов.

Сергей Любарский: Да, я согласен, что нужно что-то делать. Потому что предприятия теплоэнергетики оснащены устаревшим оборудованием. Если порядка 90% населения рассчитывается за потребленное тепло, то за газ расплачиваются 50-60%. Почему так? Потому что состояние теплотрасс крайне неудовлетворительное. Идут очень большие потери.

Использование альтернативного твердого топлива дает возможность сделать новый виток в развитии теплоэнергетики – в небольших и больших городах можно делать котельные, работающие как на газе, так и на твердом топливе. Мы видим, какое большое значение уделяется этому в Евросоюзе. Очень важно, чтобы государство предусмотрело дополнительные преференции для предприятий, ищущих альтернативу голубому топливу.

«Обозреватель»: Что такое твердое топливо?

Иван Надеин: Это отходы деревообрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, тырса, солома, ветки, листья и все, что имеет возобновляемый характер. Украина сегодня имеет наибольшую сырьевую базу по этим отходам. Они имеют экологическое преимущество по сравнению с углем – выбросы углекислого газа в 50 раз меньше. Технология – прессование или гранулирование отходов в пеллеты для автоматической подачи их в котлы.

«Обозреватель»: Какова себестоимость изготовления такого топлива по сравнению с другими видами топлива?

Иван Надеин: Себестоимость в Украине – 50 евро за тонну. По теплотворности – 1 тонна пеллет = 500 кубометров природного газа. Т.е. если брать тарифы, существующие сегодня в Украине, то, начиная со второго тарифа целесообразнее использовать альтернативное твердое топливо, тем более, что это еще и развитие внутреннего рынка и снижение экологической нагрузки. Экономия может достигать 40%.

Такие вещи, как листья, тырса в соседних странах уже признаны национальным энергетическим достоянием, а в Украине это пока еще не товар, а отходы.

Сергей Любарский: Это очень большая экономия для владельцев больших домов, коттеджей, которые подпадают под четвертую категорию. Они могут поставить два котла – один газовый, второй – пеллетовый, чтобы по объему потребляемого газа они не заходили в четвертую категорию.

«Кияни»: Можно ли такие системы использовать в Киеве?

Иван Надеин: Для внедрения альтернативных источников мегаполисы, с одной стороны, не очень подходят, потому что здесь проблема в логистике сырья. В Киеве найти столько сырья для тепловых ТЭЦ просто технологически сложно, поэтому в столице газ будет иметь существенный показатель. Но Киев находится в лесной зоне и соседство с лесами может привести к тому, что в некоторых предприятиях коммунальной сферы, школах Киевской области можно внедрять такие проекты.

«Кияни»: Кому вы могли бы рекомендовать такие системы в Киеве?

Сергей Любарский: Это коммунальный сектор и те районы, которые находятся в непосредственной близости от сырья. Тот же Деснянский район, на территории которого находятся три лесхоза. В то же время, там находится ТЭЦ. Т.е. вопрос о переводе и использовании этих источников тоже должен стоять.

«Обозреватель»: Но для использования альтернативного твердого топлива необходимо переоборудование?

Иван Надеин: Котлы на альтернативном топливе имеют преимущество по отношению к другим видам твердого топлива (угля или дров), потому что используют автоматическую подачу. Т.е. по уровню комфорта разницы между газом и твердым топливом на сегодня нет. Единственное, в чем возникает вопрос – логистика доставки и производство котлов.

Читатель сайта «Обозреватель»: Каков ваш прогноз на развитие альтернативной энергетики в 2010-2011 годах?

Иван Надеин: В 2010-м развитие альтернативного топлива должно выйти на показатель в полмиллиона тонн. Это довольно существенный показатель. В целом развитие идет. Те пилотные проекты, которые реализуют органы местного самоуправления, говорят о том, что внутренний рынок будет развиваться. Мы видим, что в Украине спрос на альтернативную энергетику увеличивается и темпы его гораздо выше, чем на европейском рынке.

Ответы на вопросы читателей смотрите здесь

Читайте новости по результатам пресс-конференции:

Украина обеспечивает альтернативным топливом ЕС, а не себя

Белорусам есть чем заменить российский газ

К осени тарифы вырастут на 70%

Смотрите тематические видеосюжеты: Белоруссия обогнала Украину по альтернативному топливу Сланец поможет Украине поставить Россию на место Солома пока мусор, а не топливо

Солома – не мусор. В Европе это уже поняли