УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Липовый чай» за 6 миллиардов

«Липовый чай» за 6 миллиардов

«Газета выступила – выводы сделаны», - любили писать в своих статьях журналисты советских времен. Правда, умалчивая о том, что сами их выступления, чаще всего, носили характер всего лишь «элемента» кампании критики уже «сданного» своим начальством проштрафившегося чиновника. Наряду с исключением из партии, лишением депутатства и т.п. атрибутов каждого уважающегося себя «слуги народа». А разгромная публикация в центральной пресс лишь создавала «мастерам пера» иллюзию «всесильности», заодно поддерживая в народном сознании сладенькую сказочку о том, что от его мнения что-то в стране зависит.

С уходом от «проклятого прошлого» пришли совсем другие времена.

Сотрудники СМИ, действительно, могут писать и критиковать кого угодно. В пределах разумного, конечно – но эти «пределы», все равно, несравнимо шире, нежели во времена СССР. Свобода критики, однако. Правда, наряду с этой свободой «четвертой власти» пышным цветом расцвела другая «свобода», власть имущих - не обращать ни малейшего внимания на указанную критику. Да и зачем – если прочность сидения в теплом кресле любого начальника зависит не от мнения пользующегося его услугами людей, и, тем более, не оценками пишущей братии – а в первую, последнюю и единственную очередь от расположения начальства вышестоящего?

Ну а последнее также полностью свободно в своем праве оценить критику своих подчиненных либо в качестве «конструктивной» (когда на нерадивых исполнителей и так уже «вырос зуб») – либо (гораздо чаще) объявить ее «заказняком», неким «политическим киллерством». И продолжать наступать на прежние «грабли» - с сознанием честно выполненного долга во исполнение принципа из известной басни: «А Васька слушает – да ест».

И опять «гигантомания»…

Все вышеупомянутое в полной мере относится к проблеме профилактических медосмотров. Нет, конечно, о том, что чиновники Минздрава если и читают газеты – то не обращают на содержащуюся в них критику ни малейшего внимания, автор этой статьи наслышан. Но чтобы такой «пофигизм» доходил до столь откровенного цинизма… Ну правда – еще не успели просохнуть чернила на приказе министра образования Табачника, все таки признавшего крах затеи его предшественника о перенесении тотальных медосмотров в поликлиники (о чем повествовалось в статье «Эта дорогая галочка»

https://www.obozrevatel.com/news/2010/8/30/387271.htm) – как те же поликлиники (а заодно и народ) собрались «осчастливить» еще более крупномасштабным мероприятием. А именно – тотальным профилактическим медосмотром всего населения Украины. Ну, если точнее – его взрослой части, дети и так осматриваются по школам и детсадам.

Авторство сего благого начинания принадлежит Минздраву, в своем приказе №728 от 27 августа 2010 года и давшим отмашку на его проведение. Слава Богу, «рационализаторы от медицины» хотя бы не предписали гонять по нескольким врачам всех без исключения осматриваемых. Хотя «узким» специалистам расслабляться рано – участковые терапевты и «семейные врачи» обязаны отправить к ним на консультацию всех «подозрительных» на предмет их патологии лиц. Ну, например, пожаловался гражданин на имевшиеся пару месяцев назад боли в голове – будь добр исключи «нарушение мозгового кровообращения» у невропатолога, гайморит у ЛОРа и остеохондроз у травматолога-ортопеда. И так далее. Если же вспомнить популярную среди преподавателей мединститутов пословицу: «Если Вам за 50, Вы проснулись и у Вас ничего не болит – значит, Вы умерли» – «первичная» диспансеризация грозит превратится в форменный «завал» имеющихся поликлиник.

Впрочем, если даже «пересічний громадянин» не предъявляет никаких жалоб – его все равно отправят на электрокардиограмму, ультразвуковое исследование простаты (для мужчин) и влагалищные мазки (для женщин), анализы крови, мочи, флюорограмму… Кстати, эти исследования не только стоят немалых денег (пусть они даже и бесплатны для больного) – но и занимают много времени. А существующие кадры работников здравоохранения после всех «оптимизаций»-сокращений едва справляются с потоком обычных больных. Ну, к примеру, много ли «проживет» обычный бытовой принтер, если его использовать в качестве «сетевого» в солидном офисе с его огромными объемами печати? Никто и по гарантии ремонтировать не будет – в сервисе скажут коротко: «Естественный износ вследствие превышения рекомендованных объемов работы»

Ломать – так через колено

Но то ж техника – а это всего-то лишь медики. «Поликлиники обеспечены всем необходимым для проведения медосмотров, нужно только в некоторой степени сломать сознание людей, чтобы они пошли на них, и врачей, которые получают невысокую зарплату и дополнительные нагрузки. …если людям что-то не нравится в их работе, они увольняются, а раз уж выбрали себе профессию, то выполняют свои задания.», - считает начальник отдела первичной медико-санитарной помощи МОЗ Украины Зоя Крушинская https://www.obozrevatel.com/kiyany/news/2010/9/15/64012.htm Впрочем, не стоит сильно критиковать г-жу Крушинскую за ее откровенность – сходным образом думают практически все «генералы от медицины». Да еще и приговаривают, потирая руки от нетерпения: «Медицина «разжирела» – надо б ее поскорее «реформировать»-оптимизировать-урезать…»

Еще и о российском опыте проведения всеобщей диспансеризации вспоминают. Правда, отчего-то не хотят говорить о том, что при самой поверхностной проверке оказалось, что во многих учреждениях российской медицины большая половина этой диспансеризации – чистая «липа». И это при том, что еще 10 лет назад Кремль радикально решил «проклятый вопрос» дефицита кадров в участковой и «семейной» медицине – взяв, да и добавив каждому доктору по 10 тысяч рублей в месяц к существующей зарплате. Где-то с 450 долларов по «докризисному» курсу – на фоне наших тогдашних 200 с лишним гривен. А также, продолжающейся по сей день болтовни о «повышении престижа профессии» и оскорбительно-жалких нескольких процентах надбавки «за участковость».

То есть, «участковым» в России «есть что терять, кроме своих цепей» (и возможности изредка дополнительно заработать на «левом» «больничном») - но даже это не спасает проекты, страдающие «гигантоманией» от неизбежной пробуксовки. Потому что никакие (и, в общем-то, совсем небольшие в сравнении с таковыми в бизнесе) зарплаты не могут заставить людей в белых халатах работать «на износ».

Особенно, если этот «износ» обозначился уже несколько лет назад. Ну как можно назвать ситуацию, если даже во многих киевских поликлиниках на единственном враче часто «висят» два-три участка – с 1,5-2 тысячами населения на каждом? Причем, заботливый Минздрав разрешает получать за любой объем сверхнормативной работы максимум полторы ставки. Да еще, если очень повезет – до 50% надбавки за «интенсивность труда». Расплачиваясь за это рабочими субботами и работой до 7-8 часов вечера.

Впрочем, на периферии дела обстоят не лучше.

Не так давно в одном небольшом районе на Киевщине обнаружил следующую малорадужную картину. В районе – около 20 тысяч населения, из них тысячи три – дети и подростки. И вот, на оставшиеся 17 тысяч в райполиклинике – аж 3 (три) участковых терапевта! Из которых – двое пенсионеров (в т.ч. – один инвалид 2-й группы). В трех из пяти участковых «амбулаторий» – главврач (он же единственный врач) – стоматолог. Который, в общем-то, в принципе не имеет права лечить что-либо, кроме зубов – у него просто подготовка в мединституте на год меньше, чем у «лечебников» и педиатров, со специализацией на «жевательном» аппарате. В остальных двух амбулаториях нет и стоматологов – их раз в неделю посещает «специально откомандированная звезда» из числа вышеупомянутой «тройки» на две трети «пенсионерствующих» терапевтов.

Да, в поликлинике есть отличный врач ультразвуковой диагностики. У которого, правда, и в обычный день работы «выше крыши». Ультразвук, увы, очень плохо действует на сосуды рук применяющих его специалистов - проводить больше 10-15 исследований в день запрещает охрана труда. Во избежание развития «синдрома Рейно», постоянного спазма сосудов конечностей, чреватого осложнениями вплоть до «гангрены». Есть и лаборатория с четырмя сотрудниками – остальные кто в «декрете», кто уволился. И рассчитывать, что к обычным нескольким десяткам анализов (проводимых под микроскопом, со значительным утомлением глаз) без труда могут быть «привешены» еще столько же, как-то не приходится.

И подобные только что описанным «крупные медицинские силы» наш очень умный Минздрав хочет озадачить еще и тотальной диспансеризацией, с которой и гораздо большие штаты советского времени справлялись разве что «на бумаге»? Да еще без малейшего материального стимулирования медработников, рассчитывая лишь на их «ломку» (судя по всему – «через колено»)?

Вспоминая Бонапарта

А ведь кроме фактора медиков существует еще фактор пациентов. Я буквально с умилением прочел слова уже упоминавшейся Зои Крушинской насчет того, что поход в поликлинику для «профосматриваемых» будет «всецело добровольным, без малейших санкций за отказ». Сразу вспомнился известный анекдот о Наполеоне, требовавшего ответа от коменданта, почему при вхождении в порт императорский корабль не встретили положенным салютом. «На это, государь, 33 причины, первая из которых - не было пороха». «Достаточно», - оборвал подчиненного монарх.

Но то ж был действительно великий государственный муж – не чета нынешним. Помимо прочего, его устам принадлежит мысль, в принципе не посещающая головы многих наших чиновников: «Если ты не уверен, что твой приказ выполнят – не отдавай его вообще»

Да спросите у любого практикующего врача любого профиля – с каким «удовольствием» ходят к нему на ежегодные плановые осмотры даже больные пациенты разных диспансерных групп? Да и зачем им ходить – если не прижало до крайности? Скидок на лекарства практически нет, бесплатные путевки в санаторий ушли вместе с «проклятым прошлым» – а терять день ради «психотерапевтической» беседы и «галочки» в медицинской документации мало кому хочется. Но диспансеризация в положенных объемах проводится всегда. А что делать, если Минздрав спускает разнарядки на областные управления здравоохранения те – на районы, ну кто ж из главврачей рискнет отрапортовать наверх о реальной картине? Разве что в случае сильного обострения хронического мазохизма и желания вылететь со своего кресла «с треском».

Заметьте – речь выше идет о действительно больных людях, многие из которых уже «на инвалидности», сидят дома. А чего ради припрутся в больницы люди относительно здоровые, которые, вообще-то, еще и работают каждый день? Им что – отпуск специально брать, или терпеть «косые» взгляды начальства, которое обычно и законный «больничный» считает проявлением саботажа? Кстати, при проведении осмотров для отдельных групп работников существующие нормативные акты озадачивают на этот счет в первую очередь работодателей. Которые, организованным порядком, привозят своих сотрудников в поликлинику – во избежание солидного штрафа и даже остановки своей деятельности со стороны контролирующих органов.

Но ведь Минздрав уже заявил о «добровольности» осмотра и возложил функции его организации на безответных и безвластных «участковых терапевтов».

Вот и происходит вместо положенных осмотров стандартная ситуация «контора пишет». Записи в медицинские карточки о несуществующем осмотре, такие же несуществующие анализы, еще и коллег просят что-то написать в качестве «смежных специалистов». А что делать, проверка диспансеризации – излюбленный метод оценки работы (и повод для увольнения проштрафившихся главврачей) со стороны вышестоящих инстанций.

Посему печальная судьба «абсолютно добровольного и всеобщего профосмотра» может быть предсказана с точностью до 99%. А ведь в прессе то тут, то там мелькают цифры планируемых на эту «цветущую липу» средств - вплоть до 6 миллиардов гривен. Впрочем, чему тут удивляться - главное медицинское ведомство давненько фигурирует в скандалах с «отмыванием денег». Раньше, правда, речь шла лишь о тендерах по завышенным ценам – но зачем же думать, что «заинтересованные лица» напрочь лишены творческой фантазии? Впрочем, вне зависимости от наличия или отсутствия гм, «личной заинтересованности» господ от Минздрава, можно с уверенность сказать – «заваренный» ими «лечебный» «липовый чай» будет самым дорогим в истории независимой Украины.