УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Тарифы – большая спекуляция

1,9 т.
Тарифы – большая спекуляция

Коммунальщики получают деньги, которые они не заработали

Тарифы в столице снова повышают. Уже сегодня на 35% подорожала тепловая энергия. 13 января будет обнародовано решение Национальной комиссии по регулированию энергетики о повышении тарифов на электороэнергию, а с 1 апреля цена на газ для населения увеличится на 50%.

Об обоснованности таких мер, о соотношении цена/качество, применимом для коммунальных услуг, а также о том, как бороться со злостными неплательщиками, в пресс-центре «Обозревателя» беседовали: директор Института города Александр Сергиенко и председатель Объединения совладельцев многоквартирных домов «Первый дом» Михаил Кальтагейсер. Предлагаем вашему вниманию избранные фрагменты стенограммы.

Александр Сергиенко: Говорить о каком бы то ни было экономическом обосновании жилищно-коммунальных тарифов не имеет никакого смысла, потому что это «вещь в себе», которую никто не знает – даже те, кто пользуются этим понятием. Здесь имеет место просто большая спекуляция.

Почему акцентируется на экономическом обосновании? Потому что предприятия хотят получить свой доход. Хотя на самом деле законодатель определил не один критерий экономически обоснованных тарифов, а целых семь. И первый из них – доступность жилищно-коммунальных услуг. Еще один принцип – нормативное регулирование предоставления услуг. Это тоже terra incognita. Третий принцип – соответствие стоимости услуг экономически обоснованным затратам на их производство. Седьмой принцип – самый главный. Это обеспечение социальной защиты и опережающий рост доходов семей над ростом тарифов. На 35% повышен тариф на тепловую энергию, но доходы семей за прошлый год возросли на 9,9%.

На сайте Министерства ЖКХ приводиться стоимость одной гигакалории для областных центров Украины. Разница колоссальная. Есть большая группа городов, где стоимость одной гигакалории для населения составляет порядка 220 гривен (без НДС) – Запорожье, Белая Церковь, Тернополь, Харьков, Хмельницкий. С другой стороны, есть целая группа областей, где стоимость гигакалории больше 300. Это Кировоград, Луганск, Одесса, Симферополь, Севастополь. В Ужгороде вообще непонятная аномалия – 715 гривен. Такие же ценовые скачки имеют место и для стоимости отопления одного квадратного метра.

Если для всех предприятий теплокомунэнерго определена одна и та же стоимость – порядка 175 долларов, - то не может быть таких ценовых скачков. То есть формирование тарифа происходит по абсолютно непонятным принципам.

У меня возникает вопрос: как НКРЭ может отследить тысячи производителей услуг и проверить их калькуляцию тарифов? Только в Киеве 188 котелен, плюс ТЭС-5, ТЭС-6, завод «Энергия» и Дарцентраль. Для каждой котельни устанавливается своя стоимость гигакалории. Но для всего населения Киева устанавливается одинаковая плата.

Вся отрасль ценообразования соткана из парадоксов.

Михаил Кальтагейсер: Что нового мы получили от этого постановления НКРЭ? До этого времени тариф на отопление в городе Киеве формировался и принимался Киевской горгосадминистрацией. Это привносило некую политическую составляющую в процесс принятия тарифов. Идея создания единого органа в стране, который бы не зависел от этой политической составляющей, верна. Но этот орган пока не создан, поэтому его полномочия временно переданы НКРЭ.

Но что мы видим? Что НКРЭ, которая должна уделять внимание экономическим расчетам и экономической целесообразности, с этой обязанностью не справилась. Но меня удивляет еще одно – что этот орган начал свою деятельность в этой сфере с нарушения закона. 14 декабря НКРЭ принимает постановление, которым вводит новые тарифы с 1 января. То есть он сразу же нарушает Закон «О жилищно-коммунальных услугах», который обязывает поставщика услуг за месяц предупредить потребителя о повышении тарифа. В развитие этого постановления Киевская городская администрация принимает распоряжение об установлении тарифов для населения в городе Киеве. Сегодня сложилась ситуация, которую не может разрешить ни один киевский чиновник: тарифы для жилищных организаций повысить с 1 января, а для населения, которым эти организации будут выставлять тариф, с 1 февраля. Кто жилищным организациям в январе будет покрывать эту разницу?

В основу экономики жилищно-коммунальных услуг должно быть положено финансовое положение дома. Не может организация, обслуживающая дом, покупать коммунальные услуги дороже, чем она их продает населению. Это абсурд.

К сожалению, НКРЭ не улучшила состояние с тарифообразованием. Тарифы продолжают приниматься непрозрачно, экономически необоснованно да еще и с нарушением срока введения этих распоряжений.

«Обозреватель»: В начале января первый заместитель главы КГГА Мазурчак объявил о том, что с 1 февраля размер оплаты за коммунальные услуги будет напрямую зависеть от срока оплаты. Если жильцы будут платить до 20 числа, им будет предоставляться скидка, если после 20-го – придется платить по завышенным тарифам. Прокомментируйте, пожалуйста.

Александр Сергиенко: У нас пенсии выплачиваются до 25 числа. Если человек получает пенсию между 20 и 25 числом, то он просто не в состоянии заплатить до 20 числа. В какое положение киевская власть ставит четвертую часть пенсионеров Киева?

Дальше. Если речь идет о скидке, значит, ее нужно предусмотреть в бюджете, ее нужно компенсировать. Есть ли такая компенсация в бюджете? Нет такой компенсации. На самом деле, власть дает нам повышенный тариф с запасом. Это еще одна большая спекуляция местной власти.

Михаил Кальтагейсер: Опять-таки, отсутствует какое-либо экономическое обоснование. Принимаются две цифры, и никто не может объяснить, как они связаны. КГГА принимает два тарифа: 253 гривни и 237 гривен. То есть несколько пониженный тариф и тариф несколько завышенный. Сразу бросается в глаза, что люди, которые принимают такие решения, плохо представляют себе, как это можно администрировать. Как бухгалтер, который занимается учетом, должен это провести?

Первое, что приходит на мысль – то, что теперь бухгалтер ЖЭКа заинтересован в том, чтобы человек заплатил 22 числа, а не 19-го, потому что это даст ему возможность доначислить какую-то сумму и получить какую-то прибыль.

Проблему создают не те, кто заплатил в следующем месяце, а те, кто вообще не платит. Если человек оплачивает коммунальные услуги даже раз в квартал, меня это устраивает. На самом деле цена товара должна быть одна, она должна быть экономически обоснованной. И могут быть определенные штрафные санкции за несвоевременное исполнение своих финансовых обязательств.

Но принятие двух тарифов, действующих одновременно, приводит к хаосу в системе платежей и системе бухгалтерского учета.

«Обозреватель»: Как известно, обещанная ранее киевлянам пеня за просроченные платежи по коммунальным услугам была отменена. Тем не менее, насколько такое решение было целесообразным?

Александр Сергиенко: В советские времена был очень простой механизм. Был один банк – Сбербанк СССР, вы приходили туда и кассир за каждый день начисляла вам пеню. Сегодня сделать это просто физически невозможно, потому что я могу пойти в любой банк, написать счет теплоорганизации или ЖЭКа и заплатить столько, сколько я хочу. Хотя они и присылают платежки, в которые якобы нельзя вносить изменения, но обойти это элементарно. То есть нет механизма удержания пени.

Насколько целесообразно удержание пени? За 9 месяцев население Украины уплатило 103% начисленных сумм (с учетом погашения долгов). За 11 месяцев – 98,9%. То есть население оплачивает аккуратно. Если учесть, что в тариф никогда не закладывается 100% оплата, то население еще и переплачивает коммунальщикам. Они получают деньги, которые они не заработали. То есть смысла в пене нет никакого.

Второй момент – что, возможно, это мера для злостных неплательщиков. Но опыт показывает, что если семья перестает платить, то у нее есть очень серьезные причины для этого. Вывод отсюда один: пеня – это определенная репрессивная мера, психологическое давление на людей. Материального, логического и даже морального значения она не имеет.

«Обозреватель»: Как повышение тарифов скажется на количестве злостных неплательщиков?

Михаил Кальтагейсер: Из 180 квартир нашего дома только одна – проблемная, с которой я веду работу. Но, к сожалению, есть в Киеве дома-банкроты, в которых люди исправно оплачивают жилищно-коммунальные услуги, но из-за искусственной разницы в тарифах создаются искусственные долги. И это действительно проблема – проблема тарифообразования.

Александр Сергиенко: Повышение тарифов никак не повлияет на злостных неплательщиков. Кто не платил, тот и не будет платить. Почему возникают такие люди или семьи – это отдельный вопрос. Статистика показывает, что за последние годы уровень платежей никогда не был ниже 95-96%. То есть со стороны населения как раз проблемы нет. Долги создают бюджетные организации. Власть не финансирует школы, детские сады, больницы. Они не платят за коммунальные услуги, создают долг, «Киевэнерго» не может проплатить за газ, ему снижают давление, он закручивает вентиль и в результате мерзнут те, кто на самом деле прекрасно платит.

Ответы на вопросы читателей смотрите здесь

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Нацкомиссия по энергетике спекулирует на повышении тарифов

ЖЭКи заинтересованы в пене за просроченную «коммуналку» Три основания для выселения из квартиры